На заседании Правительства РФ премьер-министр Дмитрий Медведев сделал предложение по утверждению программы развития авиационной промышленности РФ на 2013 -2025 год.
«Это программа большого масштаба, обсуждалась на экспортном совете при Правительстве РФ и в формате Открытого правительства. Я знаю о том, что там были некоторые замечания, которые уже были учтены», — сообщил Д. Медведев.
«На мировом рынке авиации РФ все также имеет неплохие позиции, это также за счет того, что мы делали в течение последних лет. Мы входим в тройку лидеров, но это место не дано нам благодаря удаче: наша цель — установиться на данной позиции, мы должны сделать акцент в сегменте, который касается гражданской авиационной технологии и это место надо обязательно сохранить, обладаю мнением, что на первых местах находится Европа и Америка, США», — сообщил он.
Помимо этого, Медведев также сообщил, что российский воздушный парк сильно изношен. В среднем возраст магистральных самолетов составляет 17 лет, и также надо учитывать тот факт, что в течение последних лет он снизился, за счет использования некоторого количества новых авиатранспортных средств. Возраст региональной авиации очень сложен, его уже можно считать критическим, он составляет уже почти 30 лет. В общем до 2020 года нужда авиакомпаний РФ в поставках составляет до 1,5 тысяч пассажирских самолетов. Также возрастает и международный рынок продукции, предназначенной для авиационной сферы, авиационных услуг. Если верить экспертам, то к 2025 году он может составить примерно около 25 триллионов рублей. В прошлом году он составлял 8 триллионов рублей.
«Следовательно, главная цель программы — это увеличить наши возможности и сделать рынок авиации значительно конкурентоспособным благодаря авиатехники из РФ. Для этого нам потребуется не только сохранить и создать целый научно-технический задел для производства новых моделей, также нужно закрепить кадровый потенциал отрасли, и привлечь как можно больше молодых специалистов — это самая важная задача. И, безусловно, требуется оптимизировать продуктовую линейку», — сообщил премьер-министр.
«Скорее всего, необходимо для самого себя поставить цель, где мы смогли бы сохранить свои лидерские качества, а где нам нужно гнаться за образцами, которые уже произведены. Безусловно, не стоит задумываться в этом направлении, но мы должны быть настоящими прагматиками, так как речь идет о таких явных конкурентных достоинствах и товарах, которые обязательно должны пользоваться спросом, а не лежать на складе. Самым важным условием является выполнение оборонного заказа государства», уточнил Дмитрий Медведев.
В течение всего времени реализации данной программы предполагается, если верить премьер-министру, создать около 3,5 тысяч самолетов и 6 тысяч вертолетов гражданского и военного назначения, а также произвести более 35 тысяч двигателей для авиационной промышленности. «Я предполагаю, что министры могут отдохнуть. Вашу работу я сделал, все, что вам осталось — это приступить к реализации», — говорит Медведев.
Подметим, что если брать во внимание недавнюю редакцию программы, то к 2025 году доля России на мировом рынке гражданских самолетов будет равна 3% ( в предыдущей версии документа она была равна 3%), гражданские вертолеты 12% (в предыдущем 14%). Если говорить о военных самолетах, то их доля к этому же году в соответствии с документом должна быть равна 11%, военных вертолетов — 17% (против предыдущей версии в 8% и 15%). «Доля производителей самолетов из России в материальном выражении к этому году будет составлять 3% и 11% собственного говоря в гражданском и военном самолетостроении.
Доля производителей вертолетов из России в материальном выражении к 2015 году будет равна 12% и 16,5 в гражданском и военном вертолетостроении», — говорилось в проекте. sexoprague
Объем финансирования данной программы государства будет составлять почти 2 триллиона рублей (в прошлой версии сумма денежных средств была больше на 20%), из этой суммы бюджетные средства будут составлять около 1 триллиона рублей. «Суммарный объем финансирования данной программы государства составляет около 1 триллиона 700 миллиардов рублей, где их федерального бюджета будет предоставлено около 1 триллиона 200 миллиардов рублей, а внебюджетное финансирование 510 миллиардов рублей с учетом федеральных программ, которые носят название «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» и «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года», — сообщается в проекте.
Основная задача программы — «создание высокой конкуренции промышленности в авиации, и возвращение ее на мировой рынок, как третьего производителя, если брать во внимание объем выпускаемой продукции».
Самые большие бюджетные расходы предполагаются на подпрограмму, которая носит название «Авиационная наука и технологии» — около 215 миллиардов рублей в срок до 2025 года. Относительно федеральной программы «Развитие гражданской техники в авиации России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» на оставшиеся три года предполагается израсходовать около 136 миллиарда рублей.
Подпрограмма под названием «Строение самолетов» потребует около 85 миллиардов рублей бюджетных средств в период с 2013-2015 года, «Двигателестроение для авиационной сферы» потребует 55 миллиардов рублей, «Агрегатостроение для авиации» потребует почти 30 миллиардов рублей, «Строение вертолетов» — 25 миллиардов рублей, «Строение приборов для авиации» — 25 миллиардов рублей, а подпрограмма «Малая авиация» потребует 9 миллиардов рублей.
В результате осуществления данной государственной программы, предполагается, что доля российских производителей продукции, относящейся к авиационной сфере, на мировом рынке в денежном эквиваленте к 2025 году будет составлять около 3,5% и 12% в гражданском и военном сегменте соответственно. Если говорить о самолетах, то данные доли будут составлять около 3% и 11%, по вертолетам — 12% и 17% мирового рынка.
Чистая прибыль отрасли авиастроения РФ за время действия данной программы, если верить предположениям, вырастет в 3,5 раза, а производительность труда увеличится в 9 раз.