Для закрепления всех частей монолитно-каркасных конструкций, а в особенности для стыковки стержней различают много способов. В строительстве используются уже известные технологии и совсем новые, но задача у них одна − получение надежного, прочного каркаса.
Виды соединений арматуры, их технология
Существуют сварные соединения арматуры разных диаметров или одинаковых. Получают их благодаря контактно-точечной сварке. Основным материалом выступает холоднотянутая проволока (3-10 мм), горячекатаные периодические стержни (10-80 мм). Объединение 2-х разных профилей возможно для изделий с диаметром 5-50 мм.
Муфтовое соединение арматуры позволяет локализовано устранить стыки при применении вязального метода. Это достаточно новый, но уже стандартизированный способ, отличающийся отсутствием каких-либо недостатков. Сами муфты производят из трубопроводного проката. Вариантов крепления к основанию конструкции несколько: создание обжимного узла из целой трубы; при помощи конических отверстий; цилиндрический. Из преимуществ метода можно выделить:
- рабочее размещение в любом виде – вертикально, горизонтально, под наклоном;
- быстрая качественная сборка с использованием самых простых инструментов;
- использование в сейсмоактивных зонах;
- возможность работы под водой;
- комбинирование прутьев разных диаметров.
Сварные соединения арматуры (ГОСТ 14098-2014) имеют определенное обозначение, в котором указывается:
- тип – крестообразный (К), стыковой (С), внахлест (Н) или тавровый (Т);
- способ – контактный (К), ручной (Р), механизированный (Р).
Конструкции сварного типа получаются более жесткими и менее пластичными, чем, например, вязаного. Сварка изменяет структуру стали, соединения делает слабыми. А вот механико-резьбовое соединение арматуры на муфтах отличается высокой технологичностью и надежностью. Востребовано оно при возведении высотных зданий, мостов, тоннелей, гидростанций, т.е. там, где идут значительные статические, динамические нагрузки.
Цапковое соединение арматуры является механическим разъемным методом. Основывается на ввинчивании стержней непосредственно в аппарат, сосуд, машину. Применяется к винтовой арматуре, немерной, лежалой и любой другой небольшого диаметра высокого давления. Все механические соединения арматуры отвечают современным требованиям по экономичности и эффективности. Обуславливается это отсутствием перерасхода материала, ускорением процесса выполняемых работ.
Как соединять арматуру строительную в единую конструкцию? Одни методы основываются на использовании муфт, фланцев, другие – на фиксации вязальной проволокой. Соединение арматуры внахлест (механическое) используют на стержнях периодического профиля и гладкого. Первые соединяются без предварительного загиба, для вторых предусмотрены крючки и петли. Величина нахлеста зависит от диаметра, класса бетона. Эффективен этот метода для прутьев класса А3, для которых сварка не рекомендуется.
Также существует соединение арматуры сваркой внахлест. Осуществляется электродуговой сваркой. Ее преимущество − возможность применения к любой точке армокаркаса и достижение высокой прочности шва. Однако, для сваривания прутьев до 12 мм, она не используется – риск пережога.
Особенности методов
Для соединения арматуры без сварки может использоваться один из 2-х способов:
- Стыковой. Осуществляется:
- внахлест (d до 40 мм) – для прямых концов, установкой поперечных стержней, с загибами (крюки, петли);
- обжимными гильзами либо винтовыми муфтами.
- Крестообразным. Основывается на вязке закладных стержней отожженной проволокой, либо специальных фиксаторов. Выполняется в местах пересечения прутьев, угловых узлах и при помощи ручных инструментов (крюк вязальный, кусачки), автоматических (профессиональный пистолет).
При строительстве частных загородных домов использовать оборудование для сварных соединений арматуры и закладных деталей сложнее. Поэтому частные застройщики прибегают к вязальному методу. Из всех способов соединения арматуры, вязка считается одной из более щадящих к пересечениям. Также она не требует каких-то профессиональных навыков.
Сварным методом является стыковое объединение элементов конструкции. Его осуществляют при помощи различных технологий сварки. Используется в строительно-монтажных работах, создании ж/б конструкций сборного и монолитного типа.
Особенностью резьбового муфтового соединения является достижение герметичности, которому способствует использование резьбы соответствующего сечения и длины. Кроме того, обязательно применяют и специальные смазки. А в цапковом типе соединения арматуры герметичность достигается металлической прокладкой, которая зажимается накидной гайкой. Используется в трубопроводах с агрессивной средой, и там, где нужна высокая надежность, быстрое разъединение.
Фланцевое соединение арматуры, относящееся к разъемным, рассчитывается на давление от 1 до 20 Мпа. Основной его элемент – это фланец, который представляет собой диск, изготавливаемый из различных марок стали. Именно материал изготовления влияет на такие его характеристики, как твердость, пластичность, ударная прочность.